(495) 505-51-35
В 2011 г. количество регистраций объектов по дачной амнистии сократилось от максимума вдвое. Провальное снижение результатов можно объяснить фактическим запретом Минэкономразвития на увеличение площади земельных участков и несовременной технологией регистрации прав. Рассмотрим, как можно исправить ситуацию. Итоги. Дачной амнистии более 5 лет. В 2007 г. было зарегистрировано 0,68 млн. прав, в 2008 г. – 1,5 млн., в 2009 г. – 2,57 млн., в 2010 г. - 2,1 млн., в 2011 г. – ок. 1,3 млн., всего – ок. 8,2 млн. объектов, в том числе 5 млн. земельных участков. Резкий рост регистраций в 2009 -2010 г.г. в первую очередь связан с отменой обязательного межевания. Обвал регистраций 2011 г. пока не получил должной оценки. По версии Росреестра, ничего страшного не произошло, все желающие свои дома, дачи и участки зарегистрировали. Это один угол зрения на ситуацию, примерно такой же, как тот, что все, кто хотел купить квартиры, машины и т.д., это сделали. Кадастровый учет и регистрация прав нужны правообладателям не больше, чем государству. По крайней мере, правообладатели могут подождать: возможность лишить их недвижимости не велика, а текущие потребности по сделкам купли-продажи, дарения и т.д. в целом обеспечиваются сегодняшним темпом регистраций и прежним заделом. Муниципальные же бюджеты несут заметные потери. Сегодня земельный налог и имущественный налог, которые вскоре будут заменены единым налогом на недвижимость, составляют в доходах муниципалитетов около 10 % (в Европе – до 80 %). Возможен, как минимум, двукратный рост этого налога. Достаточно вспомнить, что всего нужно зарегистрировать ранее возникшие права примерно на 40 млн. земельных участков, подпадающих под дачную амнистию, и потенциально - на такое же количество строений. За время, необходимое на дачную амнистию в сегодняшнем варианте, значительная часть собственников умрет, не успев зарегистрировать и передать права. По нашей оценке, уже сегодня от 3 до 5 млн. земельных участков не наследованы в срок, потребуются судебные решения, что не просто. Примерно 2-3 млн. участков дачной амнистии можно отнести к категории проблемных. Это земельные участки в поселках при барачных домах. Не надлежащим образом предоставленные участки в землеотводе СНТ и других некоммерческих партнерств. Земельные участки, где некоммерческие товарищества перестали или не начали функционировать как юридические лица. Брошенные собственниками участки. Поставленные на кадастровый учет участки с неправильно установленными координатами, из-за которых не будут поставлены на учет участки, на которые они «наложились». Стимулы. Для владельцев недвижимости не было создано достаточных мотивов к тому, чтобы на себе испытывать дачную амнистию. До 2011 г. главным стимулом регистрации прав на земельные участки сверх текущих потребностей гражданского оборота являлась возможность легализации «прирезок». Небольшая доля собственников заинтересована в регистрации строений на дачных и садовых участках – для целей ломбардного ипотечного кредитования, т.е. получения кредита под залог своей недвижимости. По нашей оценке, таких собственников может быть около 5 %, максимум 10%, т.к. такой вид кредитования связан прежде всего с предпринимательской деятельностью. Пока не реализована законодательно, но может подталкивать регистрировать садовые дома возможность прописки на дачах в соответствии со вторым постановлением Конституционного суда по этому вопросу от 30.06.2011 г., распространяющимся, в том числе, на строения на землях сельскохозяйственного назначения. Опять же, это нужно далеко не всем, в первую очередь, - молодым семьям, переселенцам, а также старшим поколениям семей, освобождающим квартиры в пользу детей и внуков. Не будут прописываться на дачах жители Москвы и других крупных городов, в которых с местом регистрации пребывания связаны социальные льготы. В решении суда указывается, что возможность прописки в пригодных для постоянного проживания дачах не накладывает на местные власти обязательств перед такими жителями по созданию коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры поселений, и это - единственно верный подход. С учетом всех обстоятельств, возможность прописки на дачах в будущем – это, скорее, демонстрация доверия к гражданам со стороны властей, чем предоставление им прямой выгоды. Еще в качестве стимулов к регистрации недвижимости можно назвать облегчение работы собственников с инженерными службами, страховщиками, нотариусами. Индивидуально значимые для каждой группы собственников наборы стимулов регистрации прав собственности при существующей процедуре регистрации дают в итоге равновесное количество оформленных прав за период времени. При существующем темпе регистраций дачная амнистия по-прежнему растягивается на 30-40 лет. Запрет на «прирезки». В соответствии с законом о кадастре недвижимости (№ 221-ФЗ от 24.07.2007 г.) при проведении межевания земельного участка допускается, чтобы его уточненная площадь была больше значения площади по правоустанавливающему документу на величину не более минимальной нормы предоставления земельного участка соответствующей категории и разрешенного использования. Минимальная норма предоставления устанавливается в соответствии с земельным законодательством. Если минимальная норма предоставления не установлена, то допускается «прирезка» до 10% площади по правоустанавливающему документу. В большинстве муниципальных образований и/или регионов были утверждены минимальные (и максимальные) нормы предоставления земельных участков гражданам из земель, находящихся в муниципальной и государственной собственности. Среднее значение минимальной нормы варьировалось в пределах 4-6 соток. Именно этими нормами руководствовался Росреестр с момента принятия закона о кадастре и до 2011 г. при регистрации прав на земельные участки с уточненной (увеличенной) по результатам межевания площадью. Далее Росреестр на основе позиции Минэкономразвития «перечитал» статью закона о кадастре и пришел к мнению, что минимальная норма предоставления по земельному законодательству (ст.11.9 ЗК РФ) – это норма, утвержденная в соответствии с градостроительными регламентами, а не норма предоставления из земель муниципальной и государственной собственности. Срок разработки градостроительных регламентов с 2004 г. уже 4 раза переносился, есть все основания полагать, будет отложен вновь. На сегодняшний день градостроительные регламенты разработаны примерно в 20 % муниципалитетов. Суды общей юрисдикции поддержали подход Росреестра, и выносят отказные решения по искам собственников участков, если прирезка больше 10 % исходной площади. Поскольку 10 % - это очень мало (для 6-соточного участка – 60 кв. м против 600 кв. м. ранее разрешаемой «прирезки») у значительного числа собственников пропало желание регистрировать участок (как следствие – и строение на нем). Через несколько лет можно ожидать принятия градостроительных регламентов во всех муниципалитетах, поэтому собственникам лучше ждать. Собственникам не нужны кадастровые планы и свидетельства о собственности с подогнанным под удовлетворяющий Росреестр результат межеванием. Открыто и обоснованно используемая земля будет считаться самозахваченной. Повторное межевание не допускается во всех случаях (п.3 ст. 25 закона о кадастре). Хуже того, если участок без межевании перешел к другому собственнику после введения в действие земельного кодекса (30.10.2001 г.) без межевания, новому собственнику Минэкономразвития отказывает в проведении межевания с увеличением площади хотя бы и на 1 кв. м. Поскольку регистрация участков с меньшей, чем есть площадью, не выгодна ни для личного использования, ни для неизбежной в будущем сделки (в частности – для наследования), сегодня при фактическом запрете на «прирезки» собственникам не интересна регистрация участков как с межеванием, так и без межевания. Как видим, количеством регистрационных действий на основе интересов граждан можно управлять. Есть «опыт» 2008 г. (отмена межевания) – плюс миллион регистраций и «опыт» 2011 г. (запрет на «прирезки») – минус 1,3 млн. регистраций от максимума. Полагаем, что запрет на «прирезки» как способ борьбы с самозахватом земли неоправданно радикален по следующим причинам. При межевании участка производится согласование смежных границ с муниципалитетами, некоммерческими партнерствами (СНТ, ДНТ и т.п.), лесфондом, собственниками частных земельных участков. Возможность незаконной «прирезки» за счет частных землевладельцев – не рассматриваем. Если названные прочие собственники согласовывают границу, при которой образуется «прирезка», то, как правило, это не связано с перестановкой заборов, а легализует ситуацию с границей, по умолчанию согласованной ранее. Довольно часто в садоводческих товариществах, деревнях и городах линии заборов «выехали» на тротуары, в проезды и проходы. Возможно, что произошло это десятки лет назад. Обратно их задвинуть практически невозможно. Также как и кому-то одному не будет позволяться сломать эту публично признанную границу. В соответствии с законом о кадастре границы земельного участка не могут пересекать границу поселений. Пересечение границей участка границы поселения, равно как и границы некоммерческого партнерства, в большинстве случаев не будет согласовано уполномоченными лицами. Себе дороже. Разрешая «прирезки» сегодня, власти хотя бы частично исправляют ошибки прошлых лет, связанные с малыми размерами выделенных участков, пресловутыми 6-ю сотками на 1/6 части суши Земли. Регистрация прав на земельные участки с «прирезками» в случае допущенных нарушений прав иных землепользователей может быть оспорена в судебном порядке. Скорее всего, при явных нарушениях суд аннулирует такие результаты межевания. Кроме проездов и проходов прирезки образуются за счет неудобий (оврагов, крутых склонов, болотистых мест) и некоторых других «запасов», существовавших в генпланах первоначальных землеотводов (круговых проездов, разворотных площадок, мелиорационных канав и т.п.), то есть относительно безобидными способами. Фиктивное межевание, когда границы подгоняются под площадь по правоустанавливающему документу, или отсутствие межевания приводят к тому, что в поселениях налоги не уплачиваются с фактически использующейся большей площади индивидуальных участков, а в некоммерческих партнерствах с земель общего пользования уплачивается завышенный налог. Поэтому руководители администраций поселений и некоммерческих партнерств обычно согласовывают «прирезки» в допустимых пределах. Фиктивное межевание на меньшую площадь вносит путаницу в данные кадастра и дискредитирует саму идею уточнения границ. Считаем, что установленный Минэкономразвития фактический запрет на «прирезки» к участкам дачной амнистии не отвечает частным и общественным интересам и не отражает позицию законодателя по этому вопросу. Например, председатель комитета Госдумы П.В. Крашенинников неоднократно заявлял, что в законодательство заложена возможность оформления большей площади участков, чем по правоустанавливающим документам. Поскольку на разработку градостроительных регламентов во всех муниципальных образованиях страны может понадобиться еще несколько лет, дачная амнистия в части уточнения площади и границ участков не должна останавливаться на это время. В закон о кадастре необходимо срочно ввести поправку о допустимой величине «прирезки» земельного участка с учетом текущего момента. Полагаем возможным на переходный период – до повсеместной разработки градостроительных регламентов - прямо указать в законе, что допустимое увеличение площади участка при уточнении его характеристик по результатам межевания составляет 5-6 сот. – для участков из земель всех категорий, а также из земель неустановленной категории, с разрешенными видами использования: для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, для дачного строительства, для садоводства, 4 сот. – для огородничества, 1 сот. – для индивидуального гаражного строительства. Или временно считать допустимый размер «прирезок» по нормам предоставления участков из земель муниципальной и госсобственности, поскольку очевидно, что, во-первых, нормы предоставления по градостроительным регламентам будут больше, а, во-вторых, привязка размера «прирезок» к конкретному виду документа является сугубо формальной, сущностное содержание допустимого размера «прирезки» – быть не больше возможного нового самостоятельного участка. Кроме того, необходимо снять запрет на «прирезки» любым по счету собственником земельного участка, вне зависимости от основания и даты приобретения права на участок, если межевание участка производится впервые. Участки без межевания, которых перешли к собственникам после 2001 г., не должны «браковаться» таким искусственным образом. Ведь в подавляющем большинстве случаев речь идет не о захвате земли, а об уточнении площади участков в фактически сложившихся границах. Новые «кнуты» для дачной амнистии. Надо признать, что предложить правообладателям что-то действительно значимое из разряда выгод, что побудило бы их тратить время и деньги на регистрацию прав на недвижимость с большей интенсивностью, достаточно сложно, кроме, конечно, возврата права на «прирезки». Так же, как сложно дополнительно запугать владельцев недвижимости какими только есть возможными проблемами, если права не зарегистрированы. Это основной метод «стимулирования» с начала дачной амнистии. По-видимому, осознавая, что кадастр земельных участков и строений не будет создан в установленные сроки, Росреестр последнее время активно распространяет идею, что недвижимость будет обложена налогом вне зависимости от того, зарегистрирована она или нет. Вряд ли такой подход соответствует закону и принесет плоды. Во-первых, регистрация прав на недвижимость дачной амнистии носит заявительный характер, на усмотрение правообладателя. Симбиоз добровольно-принудительной регистрации прав не просматривается. Во-вторых, обязанности налогоплательщика возникают с момента государственной регистрации прав собственности или, как минимум, что достаточно спорно, но имеет хождение, - с момента постановки объекта на кадастровый учет. Спорно, например, потому, что сведения кадастрового учета нового участка носят временный характер, удаляются из кадастра, если в течение года не произошла госрегистрация права. Кадастровый же учет строения в соответствии с законом может быть осуществлен только по заявлению собственника. Никакие учеты «из-за забора» специалистами кадастра, муниципалитетов или земельного контроля (если и кому поручат – не известно, но все будут отбиваться) не могут приниматься в расчет. В-третьих, такая технология дооценки объектов недвижимости весьма трудоемка, нервна, а может быть, и опасна. Наверное, собственники не будут с вилами и топорами встречать таких специалистов, но и помогать им не станут, пускать на участки. Результата не последует, и попытки прекратятся. Даже владельцев индивидуальных домов пока не удается заставить оформлять ввод в эксплуатацию законченных строительством домов. Можно вспомнить, что судебным приставам, облеченным всей мощью закона и имеющим на руках исполнительные листы, удается взыскать только 10% платежей. Технология регистрации участков. Опуская высокие соображения о становлении институтов общества благодаря защите прав собственности, считаем, что элементарный порядок диктует соображение, что дачную амнистию до 70-80 % регистраций земельных участков нужно завершить за 5 лет. Главный инструмент для этого – кардинально упростить технологию регистрации. Темп амнистии важнее ее сомнительного качества, достигаемого двух-четырехкратными проверками правообладания и десятками видов придирок к представленным документам. Что такое сегодня «упрощенная процедура регистрации права» в самом простейшем из всех возможных случаев? Например, подготовка документов жителем мегаполиса для предстоящей сделки или регистрации права на земельный участок в СНТ, находящийся в области, на который имеется «синее» свидетельство о праве собственности, без проведения межевания. (Примечание авт.: в целом по стране процедура похожа, но имеет особенности в каждом муниципальном районе и городе). Потребуется:1) справка от председателя СНТ о членстве в товариществе, номере участка, 2) постановление администрации поселения об уточнении адреса, 3) архивная выписка из правоустанавливающего документа, 4) постановка участка на кадастровый учет, 5) регистрация права с получением нового свидетельства о собственности. Итого на самостоятельный сбор документов к сделке (п.п.1)-4)) требуется от 2-х месяцев, с регистрацией имеющегося права (п.п. 1)-5)) – от 3-х месяцев и примерно 5 рабочих дней в каждом случае. Такой «упрощенный порядок регистрации» могут позволить себе в основном неработающие люди, либо которым очень надо, либо готовые выложить от тысяч до десятков тысяч рублей за соответствующую услугу. В то время как более 70% земельных участков сегодня являются так называемыми ранее учтенными, сведения о них имеются в реестре земель, вторые экземпляры свидетельств на эти участки лежат в кадастровых палатах. Можно обеспечить регистрацию нескольких миллионов таких участков в год. Главное здесь - отменить личную подачу заявления правообладателем о регистрации права. Через правообладателя регистрирующему органу достаточно удостовериться, что заявление о регистрации исходит от лица, которое его подписало, уточнить его паспортные данные и адрес объекта. Проверку же наличия права у заявителя Росреестр должен сделать самостоятельно. Непротиворечивая информация, полученная по запросу Росреестра из нескольких источников (поселения, муниципального архива, собственной базы и от заявителя), как известно, обладает очень высокой достоверностью. В заявлении на регистрацию правообладатель сам должен указать адрес объекта права, т.к. названия деревень и некоммерческих товариществ даже одного муниципального района повторяются. Для указания правильного адреса по аналогии заявители могут использовать данные публичной кадастровой карты Росреестра. Считаем, что к заявлению о регистрации можно не прикладывать не только оригиналы, но и копии правоустанавливающих и правоподтверждающих документов: эти документы есть в Росреестре и/или муниципальном архиве. Поскольку с 1 июля 2012 г. все документы, которые есть у органов власти и управления, должны получаться ими в рамках внутриведомственного информационного обмена, без участия граждан, это будет тем более уместно. Правообладатель должен иметь возможность подать заявление о регистрации права и кадастровом учете четырьмя основными способами. 1. Через нотариуса с удостоверенной нотариусом подписью заявителя и электронной цифровой подписью (ЭЦП) нотариуса. 2. Самостоятельно по Интернету, с личной ЭЦП, зарегистрированной удостоверяющим центром. 3. По почте самостоятельно или через нотариуса, с личной подписью, удостоверенной нотариусом. 4. Лично в Росреестр. Аналогичным образом подается заявление о регистрации права, если выполнено межевание участка, необходимо лишь дополнительно указать присвоенный кадастровый номер, дату регистрации и регистрационный номер кадастрового паспорта. Оригиналы или копии кадастровых паспортов не должны прикладываться к заявлению о регистрации права, это – внутренние документы Росреестра. Могут возразить, что сегодня есть возможность регистрировать право посредством почтовых отправлений. Да, но дьявол в деталях: к нотариально удостоверенному заявлению нужно приложить оригинал правоустанавливающего или правоподтверждающего документа. Людей, настолько доверяющих Почте России, почти нет, через почту регистрируется менее 0,5 % прав. Свидетельство о праве собственности на объект недвижимости преимущественно должно высылаться по почте на адрес собственника. Даже если почта утеряет документ, его можно восстановить. Ранее учтенные участки – это «сливки» дачной амнистии, самое быстрое в охвате, самое простое. Необходимо также пересмотреть порядок регистрации жилых и дачных домов, объектов недвижимости, переходящих по наследству, расширить перечень правоустанавливающих документов, централизовать на уровне муниципалитетов уточнение адресов объектов и присвоение участкам категорий земли, решить другие вопросы, относящиеся к дачной амнистии. Наследники. Документы, достаточные для выдачи свидетельств о наследстве, должны быть такими же, какие указаны в законе о регистрации прав. Сейчас нотариусы принимают во внимание только свидетельство о собственности наследодателя. Из-за этого - тысячи судебных исков практически с заведомо положительным решением в пользу наследников. Для нотариусов и Росреестра нужно специально разъяснить, что в «старых» свидетельствах о собственности не являются неудостоверенными исправлениями и/или препятствиями для нотариального удостоверения копий и/или регистрации прав: факсимильные подписи руководителей; номер документа и дата его выдачи, написанные от руки; отсутствие даты выдачи документа; исправления, заверенные подлинной печатью земельного комитета, а не выдавшего документ органа (администрации района, поселения), поскольку именно такие правила документооборота существовали в 90-е годы прошлого века. Перечень можно продолжить. Специальный порядок наследования - по дачной амнистии - при наличии документа о регистрации строения на участке у любого прежнего собственника-наследодателя целесообразно распространить на случаи наличия у прежнего собственника любого документа и на земельный участок, по которому сегодня можно зарегистрировать право. Правом на «прирезку» земельного участка должны обладать и наследники, поскольку уточнение площади - это наследуемое вещное право. Сегодня в некоторых случаях участки, переходящие по наследству, межевание которых делают наследники, имеют «подогнанные» под исходную площадь координаты, нотариусы не принимают увеличение площади. По крайней мере, приходится получать 2 кадастровых паспорта: сначала с кадастровой стоимостью земли на момент смерти наследодателя, затем – с результатами межевания. Правоустанавливающие документы. Предоставление выписки из похозяйственной книги как правоустанавливающего документа должно быть распространено на земельные участки не только для ведения личного подсобного хозяйства, но и на участки другого разрешенного использования, в частности – под ИЖС. Поскольку законодатель явно преувеличил наличие сведений в муниципальных и других архивах о предоставлении участков в прежние годы, целесообразно предусмотреть введение нового правоустанавливающего документа – декларации о 15-летнем фактическом владении земельным участком, по подобию с нормой гражданского кодекса о приобретательной давности, но без вынесения судебного решения. Полагаем, что главам администраций сельских и городских поселений, а также исполнительным органам некоммерческих партнерств можно поручить удостоверение деклараций о 15-летнем владении участком. Одновременно административный и/или уголовные кодексы могут быть дополнены мерами ответственности за умышленное искажение сведений в декларациях о давностном владении, а также за необоснованный отказ от удостоверения таких деклараций. Регистрация жилых домов. Полагаем, что отмену разрешений на строительство индивидуальных жилых домов и отмену актов ввода таких домов в эксплуатацию, действующие до 2015 г., целесообразно на постоянной основе заменить уведомительным порядком начала и окончания строительства. При этом можно сохранить в будущем требование о представлении архитектурного проекта дома, разработанного полномочной организацией (без согласования проекта с муниципалитетом), соблюдения градостроительных регламентов, строительных и санитарных норм и правил. Единственный документ для регистрации права собственности – кадастровый паспорт объекта недвижимости - необходимо заполнять по данным архитектурного проекта дома и/или декларации об объекте. К уведомлению об окончании строительства жилого дома застройщик должен приложить акты приемки компетентными организациями систем проекта, являющихся источниками повышенной опасности или связанные с санитарно-эпидемиологическим благополучием. Такой порядок регистрации прав обеспечит соблюдение требований безопасности, градостроительных правил и пр. на основе партнерства с муниципалитетами, заметно снизит коррупцию в этой сфере. Аналогичный порядок может быть распространен на реконструкцию и перепланировку жилых домов. Пять из девяти лет дачной амнистии, касающихся упрощенной регистрации индивидуальных жилых домов, прошли без прямого участия муниципальных властей, за исключением присвоения почтовых адресов. Ничего страшного не произошло. Поэтому та легкость законодательства, с которой владельцы домов автоматически «обзаводятся» «самовольными постройками», сделав, например, крыльцо, веранду или утепление мансарды, и легализовать которые можно только по решению суда, по нашему мнению, является неоправданной. Обычно суды принимают решение в пользу собственников, если не выявлены существенные нарушения строительных норм и правил. Для чего же проверку выполнения правил строительства переносить в стены судов? В то же время возвращение муниципалитетов к контролю над строительством и реконструкцией домов в усеченном виде, описанном в общих чертах выше, без дублирования функций инженерных служб будет достаточным для всех целей. Регистрация садовых и дачных домов. Правом подавать декларацию об уточнении характеристик ранее зарегистрированного садового или дачного дома должны обладать как собственники, так и наследники этого имущества. Это будет вполне логично, т.к. разрешения на строительство и реконструкцию такого вида домов не требуется, значит, собственник или наследодатель могли делать это в любое время. Сегодня Росреестр и нотариусы могут направлять в такой ситуации собственников и наследников в суд. СНТ- круглый год. Около14 млн. земельных участков находятся в садоводческих товариществах. Многие СНТ функционирует только в теплый сезон. Для целей дачной амнистии целесообразно закрепить в законе об СНТ их доступность круглый год, как минимум, через абонентские ящики и адреса электронной почты для подписания актов согласования границ, выдачи разного рода справок. К сожалению, некоторые председатели СНТ работают в интересах владельцев участков как бы из личного одолжения. Исправление кадастровых ошибок. Ни для кого не секрет, что значительное количество поставленных на кадастровый учет участков с межеванием имеют неверно определенные координаты. Выясняется это, когда смежный собственник через кадастрового инженера узнает, что на месте его участка по координатам уже «сидит» другой участок. Поскольку исправлять чужие ошибки никому не хочется, обычно все перекладывается на плечи собственников, и их отправляют по известному короткому адресу – в суд, или предлагают оплатить исправление ошибок. Полагаем, что кадастровые ошибки в сведениях не должны заведомо рассматриваться как земельный спор, разрешаемый только в суде. Особенно смешна ситуация, когда земельным спором называют наложение координат не граничащих друг с другом участков, если ошибка составляет несколько десятков метров. Отвечать за ошибочное определение координат земельных участков должно сообщество кадастровых инженеров через обязательное членство в саморегулируемой организации, страхование профессиональной ответственности, третейские кадастровые суды. Извещения о межевании. В Московской области объявление (извещение) о межевании в муниципальную газету стоит примерно в 2 раза больше годового земельного налога за небольшой участок и половину директивно установленной предельной цены на межевание такого участка. Монопольная цена за объявление должна контролироваться. Кроме того, содержание извещения о межевании, установленное законом о кадастре, не соответствует закону о защите персональных данных. Такие «мелочи» стоят для правообладателей несколько миллиардов рублей, нарушают их права. Заключение. Чтобы упростить порядок оформления недвижимости необходимо внести изменения в законодательство о регистрации прав, кадастре, нотариате, садоводческих товариществах, местном самоуправлении и др. Наброски предложения по упрощению порядка регистрации изложены здесь. Ограниченный формат статьи не позволяет сделать развернутое обоснование по важным позициям. Для того чтобы остановиться на сбалансированной по срокам, целям, интересам концепции дачной амнистии потребуется не один этап представительного обсуждения. Проблема в том, что подходящей площадки для такой дискуссии сегодня нет. Так же как не будет одного ведомства-инициатора поворота к новому порядку регистрации прав, например, в лице Госдумы или Минэкономразвития. Поскольку волей-неволей косвенно пришлось бы признать, что 5 лет дачной амнистии были топтанием на месте. Поэтому прямое поручение на «новую дачную амнистию» может исходить только от Президента или Премьер-министра страны. При этом достаточно обозначить лишь одну цифру: количество регистраций земельных участков по дачной амнистии в год, все остальное – способы достижения цели. По нашему мнению, реалистична регистрация 4-5 миллионов земельных участков в год, свидетельства о собственности на которые находятся на руках у правообладателей, но не зарегистрированы в Росреестре. Для «почтового» варианта упрощения регистраций, не очень быстрого, но нетрудоемкого и недорогого для граждан, материальная база Росреестра полностью приспособлена, в значительной степени – и для электронного взаимодействия. Главным аргументом против всего того, что предлагается, будет тот, что «электронное правительство» в части регистрации прав собственности вот-вот заработает в одно (или 351 – не важно) нажатие клавиши компьютера. Правда, веры в то, что при этом будет предложена работоспособная схема, не много. Например, не очень давно вошедшее в Росреестр агентство Роснедвижимость на своем портале предлагало заявителям для самостоятельной постановки земельного участка на кадастровый учет стать кадастровым инженером (?!). Также нам уже предсказывали эффекты: от регулирования цен на межевание, якобы простого наследования, введения института кадастровых инженеров, регистраций по почте и других мероприятий. Пять лет прошло, все появилось, а количество регистраций отскочило к 2008 г. Пора поработать всерьез. Дачная амнистия еще возможна.
http://news.ners.ru/digest/dachnaya-amnistiya-eshche-vozmozhna.html